• Летопись автоспорта
  • Ностальгия по фон Трипсу

    Экспозиции музея памяти Вольфганга фон Трипса

    Экспозиции музея памяти Вольфганга фон Трипса в Хорреме – Motor Sport Magazine

    Обычно музеи бывают информативными, часто — захватывающими, а иногда и эксцентричными. А порой и очаровательно странными. Музей памяти Вольфганга фон Трипса был из последней категории.

    Им управлял Йорг-Томас Фёдиш, человек настолько увлечённый гонками, что по сравнению с ним заядлый любитель автоспорта выглядит скучающим ребёнком. Его основной работой в 1984-2015 гг. был немецкий военный журнал «Бундесвер» (Die Bundeswehr), где он был одним из основных авторов, а также редактором и фотографом. Однако помимо этого Фёдиш написал более 30 книг о Нюрбургринге, «Порше» и, естественно, о фон Трипсе.

    Фон Трипс был кумиром Фёдиша-подростка и, хотя они так и не успели встретиться, Йорг-Томас крепко сдружился с секретарём графа, а также продолжил собирать материалы и память о немецком гонщике. И когда в 1986-м году был открыт музей памяти Вольфганга фон Трипса, коллекция Фёдиша легла в основу экспозиции, а он сам стал его куратором, занявшись, в частности, сортировкой фотографий немецкого гонщика, количество которых в какой-то момент пошло на десятки тысяч (!).

    «Музей истории автогонок» (Rennsportgeschichte Museum, именно таким было его официальное название) находился на окраине Хоррема, сонного посёлка в 40 милях к северу от Нюрбургринга. Хотя название музея неоднозначно, это действительно дань уважения немецкому гонщику, графу Вольфгангу фон Трипсу. Музей находился не в старом семейном замке Хеммербах, который унаследовали родители Вольфганга в 1932 году, — а в вилле Трипс, здании всего в 50 метрах от замка, которое мать Вольфганга Фесса построила для себя в 1973 году после смерти своего мужа и отца Вольфганга Эдварда.

    За пять лет до своей смерти в 1978-м Фесса фон Трипс и создала фонд «Graflich Berghe von Trips’sche Sportstiftung zu Berg Hammersbach» в память о своём сыне, погибшем в Монце в 1961 году. Цель? Создать музей автоспорта с акцентом на Вольфганга. Фонд и музей ранее находились в Хорреме, но в 2000 году фонд выкупил виллу Трипс у эвент-компании, которая сейчас владеет замком.

    Несмотря на то, что музей вернулся в (почти) то место, где он и должен был быть, фонд памяти фон Трипса столкнулся с большими трудностями. «Не многие люди интересуются историей этого автоспорта, — говорил Йорг-Томас. — Поначалу мы были открыты всё время, но в какой-то момент из-за ограниченного финансирования, перешли на график работы с 14:00 до 18:00 по воскресеньям. Проблема не только в нас — в 10 минутах езды дальше по дороге находился музей Михаэля Шумахера в его картинговом центре. У них бывали периоды, когда к ним никто не заходил на протяжении недели — ни единого посетителя! Даже несмотря на то, что у них там были оригинальные автомобили Ф1. Не реплики или шоу-кары, а настоящие машины, на которых он выступал в гонках. Там было семь оригинальных «Феррари». В итоге он закрылся через шесть месяцев. Это при том, что картинговый центр каждый день посещали сотни людей».

    Музей фон Трипса посещало 5-6 тыс. человек в год, причём большую часть составляли участники экскурсий, которые организовывали местные автоклубы. Все эти люди получали возможность прикоснуться к уникальным моментам истории автоспорта.

    Являясь по сути домом, музей был разделён на различные комнаты, самая первая из которых, расположенная на первом этаже, была «гаражом». Воссозданная как мастерская, в которой Вольфганг возился со своими гражданскими автомобилями, в ней размещался один из его картов, а также автомобиль TCA (Trips, Colotti и Auto Union) формулы-юниор.

    Вольфганг фон Трипс построил семь таких автомобилей в период 1959-1961 гг., и музей владел единственным сохранившимся экземпляром. Для своего проекта формулы-юниор фон Трипс объединил усилия с инженером и конструктором трансмиссий Валерио Колотти, взяв за основу конструкцию «Де Томазо». Для этого немецкий гонщик купил у Алехандо де Томазо один из его автомобилей, чтобы разобраться с его устройством, и, отдавая дань уважения, в музее рядом с TCA стоял оригинальный «Де Томазо»

    А в углу расположилось ещё одно шасси ТСА, покорёженное в тяжёлой аварии — в марте 1961 года оно было разбито на Нюрбургринге. Спустя несколько дней после аварии фон Трипс закрыл свой проект для гонок формулы-юниор, так как он требовал больших вложений, которых у немца не было.

    «Люди думают, что у него было много денег, но он это не так, — утверждает Фёдиш. — Он не получал никаких денег от своих родителей, поэтому большую часть его доходов составляли стартовые и призовые деньги, заработанные в гонках. После его смерти родители Вольфганга потратили шесть или семь лет, чтобы покрыть все те долги, что накопились у него по проекту формулы-юниор». Другой причиной провала автомобилей ТСА стал двигатель DKW (именно он ответственен за «А» в названии), который был не очень хорош. Его мощность составляла 70-72 л.с., в то время как у «Лотус», «Купер» и «Лола» моторы выдавали 80 и более лошадей. Для автомобилей, которые весили всего 330 кг, это довольно большое преимущество.

    Важное место занимала и экспозиция, посвящённая картингу. В 1950-х, во время визитов в США, фон Трипс видел, как на картах гоняют дети и подростки, и решил, что это отличная идея — использовать картинг в качестве первой ступеньки карьеры в автоспорте. В итоге из Флориды в Германию были привезены два карта. Вольфганг хотел построить картинговую трассу на территории фамильного замка. В итоге идея получила зелёный свет в 1961 году, за несколько месяцев до смерти гонщика. Естественно, после Монцы-61 всё было заброшено.

    Год спустя пять или шесть человек из Хоррема основали картинговый клуб, который был действительно популярен. Но у них не было трассы. Мать Вольфганга выделила клубу некоторую территорию в поместье, и на Пасху 1965 года был открыт новый картинговый трек. Единственное, чего не хватало, так того, кто бы присматривал за ним, но вскоре эту должность занял некий Рольф Шумахер. Впоследствии клуб переехал в соседний Мангейм после того, как Хоррем в 1975-м вошёл в состав Керпена.

    На втором этаже первой комнатой, что встречала гостей, была комната графа Вольфганга, количество уникальных экспонатов в которой просто зашкаливало: граммофон фон Трипса, фирменные бланки «Скудерии Кёльн», команды основанной немцем, призы, лавровые венки, ручки и т.д. Кроме того, там находился шлем фон Трипса, который был на нём в момент смерти. Или гипс, который он носил на ноге после травмы, полученной в аварии во время подготовки к «1000 км Нюрбургринга» в 1957 году. История та вышла достаточно курьёзной. С «Феррари Тестаросса» фон Трипса было всё в порядке, но Оливье Жендебьен попросил опробовать его 250ГТ, т.к. та барахлила, а бельгиец не мог понять, в чём причина. Граф сел за руль и где-то на середине круга попал в аварию, перепутав педали — у гоночных «Феррари» этой модели, в отличие от гражданских автомобилей, педаль газа была расположена по центру.

    Остальные комнаты музея были посвящены какой-то одной теме: «Милле Милье» — фон Трипс был 33-м в общем зачете в 1954 году за рулем «Порше 356», а также выступал там в 1956-57 годах, Нюрбургрингу, гонкам Ф1 и Ле-Ману. Была даже комната, посвящённая гражданским автомобилям, с одной из самых больших коллекций масштабных моделей, доступных для просмотра, в мире. Естественно, была и комната, посвящённая Монце 1961 года, наиболее пугающей частью которой, помимо фотографий и газетных вырезок аварии фон Трипса, являлась оригинальная радиопередача гонки, играющая на заднем плане.

    Безусловно, экспозиции музея порой не хватало целостности — из-за причудливого скопления материала внутри, например, в лемановской комнате рядом с газетными вырезками и несколько замечательных фотографиями того, как там выступал фон Трипс, соседствовали «Ауди R8» Алана Макниша и фильм Стива Маккуина. Также вилла Трипса отличало от других музеев наличие обширной автомобильной библиотеки на английском, немецком, итальянском и французском языках — более 7000 книг.

    К сожалению, уникальному музею так и не хватило денег, чтобы остаться на плаву, и он закрылся в феврале 2018 года. Однако уникальная коллекция не пропала — Фёдишу удалось договориться с музеем Нюрбургринга, где ему выделили несколько помещений, и куда экспозиции, посвящённые фон Трипсу, переехали в мае прошлого года. Так что если вы будете посещать эту легендарную трассу, не поленитесь и посетите музей — история автоспорта и немецкого графа стоят того, чтобы уделить им время. Вы не будете разочарованы — это действительно откровение.

    Выставка, посвящённая фон Трипсу, на Нюрбургринге

    Выставка, посвящённая фон Трипсу, на Нюрбургринге – Top Speed Sniffer

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Источник: Motor Sport Magazine

    Добавить комментарий

    Спасибо!

    Теперь редакторы в курсе.