[wptab name=’Русская версия’]
Во втором выпуске авторского цикла «По ту сторону объектива» корреспондент FunFormula Александра Шубина расскажет о гениальном художнике, чьи фотографии вы видите каждый день в ленте команды «Ред Булл». О тонкостях обработки, специфике работы персональным фотографом гоночного коллектива Ф1, а также о многом другом — в интервью с талантливым фотографом Владимиром Рысем.
— Как вы дебютировали в «Формуле-1» в качестве фотографа?
— В далёком 2004 году босс предложил мне осветить сезон Ф1 – однако я не показал достаточной заинтересованности, поэтому он решил отправить на весь сезон другого человека. Спустя несколько гонок он пришёл ко мне и сказал: «В следующем году ты едешь на Ф1». Ну, уж дважды я не мог отказать, и именно поэтому я поехал на открытие сезона в Австралию годом позже – в 2005-м. К слову, о «Формуле-1» я не знал вообще ничего…
— Вы помните свою первую камеру?
— О да, я помню её очень и очень хорошо. Это была «Практика PLC», сделанная в восточной Германии. С ней у меня был объектив 50мм с диафрагмой 1.8. Как же было чертовски сложно грамотно настроить фокус на этом адском фотоаппарате – наверное, именно поэтому у меня особенная любовь к мягким линиям и расфокусированным чертам (смеётся).
— Какой вы видите гоночную фотографию сейчас? Кто стоит во главе?
— Сфера деятельности, где сейчас работают фотографы, постоянно меняется. Существует определённое число постоянных и местных фотографов. В течение нескольких лет количество людей, ездящих на каждую гонку, сократилось наполовину или около того – в какой-то степени из-за постоянного развития маркетингового поля и улучшения цифровой фотографии, с другой стороны – вследствие больших затрат на поездки.
Кто здесь главный? Надеюсь, что «Ред Булл» с их фотографиями (смеётся).
— Вы одним из первых пришли в мир гоночной фотографии с картинами в стиле «арт». Вы были кем-то вдохновлены? Или это была ваша собственная идея создать что-то настолько художественное?
— Я не могу сказать, что был первым – за много лет до меня было много реально изобретательных мастеров, однако тенденция такова, что, по мнению людей, именно я привнёс эту идею в «Формулу-1». Я не знаю, правда. Думаю, здесь были некоторые аспекты, которые повлияли на меня как на фотографа. Я всегда старался создавать что-то отличающееся, другой вид картин ещё до времён Ф1. Влияние моих работ как таковых пришло от веяний некоторых более опытных чешских фотографов – было это проделано при участии их моды, обыденной, портретной или спортивной фотографии (всё это я обожал) – правда, не представляю. Всё, что я знаю, — моя жадность к визуализации была всегда очень велика. Мои глаза считывали всё, что можно было подметить, все детали в журналах, рекламах, каталогах и картинах. Я всегда стараюсь увидеть свет, нужные цвета, создать приятную композицию – это самое важное.
Я всё ещё думаю, что видеть то, что не видят другие, или замечать детали, которые не подмечают остальные, — основная роль фотографа, его задача, крест. Моя позиция – делать то, что я считаю нужным, и не особенно много слушать речи или предложения со стороны. Всегда стараюсь улучшить техническую сторону моей деятельности, поэтому без каких-либо ограничений могу полностью фокусироваться на снимках. Много лет прошло для достижения того уровня, на котором я нахожусь сейчас, и, конечно, дальше – только больше. Много времени тяжёлой работы, выходные и праздники вдали от дома… но я ни о чём не жалею. Фотография дала мне очень многое, и я люблю её всё ещё настолько сильно, будто в моих руках находится первая в жизни напечатанная работа, сотворённая мной. Я никогда не забуду момент, когда увидел своё имя на фотографии – чувства были смешанными и очень радостными одновременно.
— Вы когда-нибудь интересовались гоночной фотографией 20-го века? У вас есть любимые мастера?
— Если честно, у меня нет любимого фотографа. Я стараюсь найти вдохновение во всех источниках, что могут его дать. Это могут быть работы фотографа, но также и картины, музыка, арты… Что угодно, серьёзно.
— Как вы думаете, в новых медиа господствует классическая репортажная фотография или в стиле «арт»?
— За последние годы фотография, фотожурналистика и сам подход к работе сильно поменялись. К сожалению, не всегда в лучшую сторону. С появлением цифровой фотографии редакционные правила о сохранении естественности и подлинности кадров прошли настоящий стресс-тест. «Цифра» дала нам инструмент, с помощью которого мы получаем мгновенный результат на руки и который ускоряет творческий процесс в несколько раз, но в то же время сейчас очень легко создавать фотоманипуляции и подделывать снимки в «Фотошопе». Это показатель плохой стороны цифровой эры. Настоящая фотография создаётся в камере, а не на компьютере.
— Какова специфика работы в качестве персонального фотографа команды Ф1?
— Отношения, которые сейчас сложились между мной и «Ред Буллом», выстраивались в течение достаточно долгого промежутка времени. Мне понадобилось около трёх лет, чтобы стать «своим» для механиков в гараже. Я буквально тихо и незаметно следую за ними в течение всего уик-энда. Нужно быть очень осторожным и сосредоточенным на своём деле, оставаться на одной волне с командой. На некоторых трассах боксы очень малы – а двигаются все очень много и часто, так что нельзя просто стоять у них на пути. Я правда люблю работать с этими ребятами.
— Как вы пришли в команду «Ред Булла»?
— Они сами связались со мной.
— Как проходит ваше обычное гоночное воскресенье?
— В 9 утра я приезжаю в паддок. Где-то до 12:30 всё тихо и спокойно, а вот с часу начинается суматоха. Иногда я даже остаюсь в пресс-центре до полуночи.
— В наши дни гонщики «Формулы-1» находятся постоянно в окружении папараци. Как вы относитесь к такому виду фотографии?
— Папараци всегда были и всегда будут, это совсем иной вид фотографии.
— Сколько примерно снимков у вас получается в итоге?
— Во время уик-энда я делаю около пяти тысяч фотографий, однако остаюсь удовлетворённым только где-то 40-50 снимками.
— А сколько времени тратится на обработку?
— Постпродакшн всегда длится долго: надо всё отобрать, найти самые удачные кадры. Это требует большой концентрации от меня, да и времени отнимает немало.
— Какой вы видите будущее фотографии? По вашему мнению, беззеркальные камеры выйдут на первое место?
— Не уверен. У беззеркалок есть много плюсов и минусов, но я всегда открыт к расширению моего технического опыта, который позволяет мне быть ещё более креативным и помогает создавать что-то новое.
— Любимый объектив?
— Стандартный 50мм – король объективов для меня.
— Какие советы вы можете дать начинающему гоночному фотографу?
— Усердно работать, не поддаваться желанию полностью удовлетворяться результатами и всегда верить, что следующая фотография будет самой лучшей.
[/wptab]
[wptab name=’English version’]
The second article from our «Behind the lense» cycle is about genious artist, who «silently follows» members of «Red Bull Racing» as it’s personal photographer. To find out more about the specifics of working with RBR, inspiration and photo editing, read our new exclusive interview with incredible Vladimir Rys.
— When did you make your F1 photography debut?
— My boss asked me back in 2004 to cover F1, but I didn’t show much of enthusiasm and he’s decided to send somebody else to cover that season. A few races into the season though he came to me and said “next year you’re doing F1”. I couldn’t reject twice and therefore I travelled to Australia for the season opening in 2005. I didn’t have any idea about Formula 1.
— Do you remember your first camera?
— Yep I do remember very well. It was an East Germany made Practica PLC with a 50mm 1.8 lens. It was so damn hard to get things in focus with that bloody camera and that’s probably why I have a special love for soft or out of focus stuff too (smiling).
— What is your opinion about a racing photography now? Who rules the field?
— The field of photographers is constantly changing. There is a certain number of permanent snappers who come to every race and some local photographers. Through the years the number of the permanent photographers shrunk by half or so. Partly due to market development and the digital photography and partly due to immerse travel expenses. Who rules the field? I hope Red Bull with it’s photography (smiling).
— You were one of the first photographers, who entered racing world with art pictures. Did someone inspire you or it was your own passion to create something artistic?
— I wouldn’t say I was the first one, there have been some really creative photographers many years before me, but people tend to say I have brought a different style of photography with me into F1. I don’t know really. I think there is a few aspects that influenced me as a photographer. One was I have always tried doing other kind of pictures, even before my F1 time. My influence came from some older Czech photographers, was it their fashion, still life, portrait or sports photography I was so in love with, I don’t really know. All I know is I was always hungry visually. From magazines, to advertisement, catalogues, arts, my eyes consumed everything that was available. I have always been trying to see the light, the colors and to create a nice composition more than anything.
I still think it’s a role of a photographer to see things others don’t see, or notice moments others don’t notice. In a way I always did what I considered was right and didn’t really listen much to what others were saying or suggesting to me. Always been trying to master the technical side of photography, so that I can fully focus on the pictures, without being limited in any way. It’s been a years long process to get on the level I am now and it still is ongoing. Lot of hard work, weekends and holidays away from home, but I don’t regret anything. Photography gave me so much and I still love it like the first time I had my image printed in the papers. I will never forget that feeling seeing my name bellow the image, I felt so strange and happy.
— Were you ever interested in racing photography of 20th century? Do you have your favorite photographer?
— I don’t really have a favourite photographer. I try to inspire my self from anything that can bring you some inspiration. It could be a photographer, but also a painting, music, arts… anything really.
— What do you think, is documentary report photography rules in journalism and social networks nowadays or art is getting more and more popular?
— Photography and photojournalism and the way of work has changed so much in recent years. Unfortunately not always in a good way. With digital photography, the editorial rules of keeping photography real and authentic went under a real stress test. Digital photography has given us a tool with which you have an instant result in your hands and which speeds up your creative process multiple times if you compare it with the analog, but at the same time it’s so easy to fake images in photoshop nowadays. That’s the bad side of the digital age. A real photography should be made in the camera, not on the laptop.
— What’s the specific of working as a team’s personal photographer?
— It’s been a long process to create a relationship I have now with my team the Aston Martin Red Bull Racing Formula One Team. It took me about 3 years to get accepted by the mechanics in the garage. I’m in their way and silently follow them throughout the weekend. You have to be very careful and focused, be on the same wave with the team. At some track the garages are so small and the flow is so quick you cannot simply stay in the way. I really enjoy working with these guys.
— How did you come in touch with Red Bull?
— They came in touch with me.
— What is your usual racing Sunday routine?
— At 9am arriving at the track. Until around 12.30 the things are pretty quiet and from 1.00pm onward the things go so fast. Sometimes I leave the press room just before midnight.
— Nowadays F1 drivers are always surrounded by lots of people, by their attention. This is why genre of paparazzi photo is getting more and more popular. What do you think about this kind of photography?
— Paparazzi have always been around and always will be, but that’s a completely different story.
— What is your view of the future of photography? Is mirrorless camera going to be in the first place?
— Not sure really. There’s a lot of pros and cons with the mirrorless cameras, but I’m quite open about any new technical development that helps me to be more creative.
— What is your favorite lens?
— A 50mm standard lens – the king of lenses for me.
— How many hours do you spend developing your pictures? Can you name the average percentage of photos which you get at the end (from the all shooting)?
— The postproduction process is long. Going through all the stuff, picking the best once. It takes a lot of time and concentration for me. I get around 5k shots over the weekend and get satisfied with approximately 40-50 images.
— What tips you can give to young racing photographers who just start their career
— Work hard, don’t get easily satisfied with the outcome and always believe your next image will be your best one.
[/wptab]
[end_wptabset]