В большинстве гоночных турниров победитель определяется самым простым и логичным способом: кто наберет за сезон больше всего очков — тот и чемпион, честь ему и хвала. И в целом НАСКАР придерживался этой же схемы, пока в один прекрасный 2004 год все не изменилось…
Но сначала вернемся ещё на год назад. В 2003 году чемпионом стал Мэтт Кензет. Он победил благодаря своему постоянству и стабильности. Несмотря на всего одну победу в том сезоне, он 26 раз попадал в топ-10. Для сравнения, Райан Ньюман, ставший в том году лишь шестым, выиграл целых 8 гонок, но слишком часто терял очки из-за аварий.
Руководству НАСКАР такая ситуация не слишком понравилась. Они еще с 2000 года искали способы «изменить способ начисления очков, чтобы подчеркнуть важность побед и придать им больше веса». Более того, НАСКАР по популярности к тому моменту достиг своего пика (четвертый по аудитории спорт после бейсбола, американского футбола и баскетбола), а осенью из-за начала всех этих лиг, рейтинги резко падали.
И вот, используя прецедент Мэтта Кензета (из-за чего это нововведение даже называли «правилом Мэтта Кензета») и смену титульного спонсора чемпионата, в НАСКАР объявили о введении «чейза» или «Гонки за чемпионством».
Суть «чейза» заключалась в следующем: отныне сезон из 36 гонок делился на две части: первые 26 гонок стали «регуляркой», а последние 10 — «чейзом». В «чейз» попадали топ-10 регулярного чемпионата с включением тех, кто находился не дальше 400 очков от лидера. У всех корректировались набранные очки по системе «5050-5045-5040-…-5000». Это давало второй шанс тем, кто начинал финальную часть на последних местах и не давало лидеру стать чемпионом заранее.
В какой-то степени это нововведение помогло, потому что первым чемпионом по ней стал Курт Буш, с тремя победами и отрывом всего в 8 очков (по современной системе примерно 2). Но фанатам это решение, мягко говоря, не понравилось.
Если точнее, то они были просто в ярости от того, что теперь первые 26 гонок практически ничего не значили (хотя чего уж там скрывать, многие до сих пор недовольны) и от того, что теперь одна плохая гонка могла лишить титула. Более того, они считали, что чемпион нелегитимен, потому что по старой системе им бы стал Джефф Гордон, любимец фанатов. И хотя напряженность финальной гонки возрастала, потому что математические шансы на титул в среднем оставались у 4-5 гонщиков, сама эта система вызывала ненависть.
В 2007 году, после побед Стюарта и Джонсона в чемпионате, в НАСКАР решили слегка подправить всю систему «чейза» и сместить акцент на победы. Так, теперь в «чейз» попадали только первые 12 гонщиков чемпионата, очки всех обнулялись до 5000, но гонщикам давался стартовый бонус по 10 очков за победу в первой части сезона.
И в целом, до сезона-2011 изменений не было совсем. Формат оставался тем же, чемпионом оставался тот же. Уже пятикратного чемпиона Джимми Джонсона остановить не мог никто.
Но в 2011 году формат снова обновили. Приводим слова Брайана Франса, президента НАСКАР: «Изменения предприняты, чтобы увеличить внимание к победам в гонках. В них — вся суть нашего спорта. Никому не нравится видеть, как гонщик доволен финишем в топ-10. Мы хотим, чтобы в нашем спорте все было завязано на победах.»
Теперь по очкам снова проходили только первые десять, но вводилась система «уайлдкард». Среди гонщиков, занявших 11-20 места в регулярном сезоне, в «чейз» проходили двое с наибольшим числом побед. Очки обнулялись до 2000, но топ-10 чемпионата получали по 3 бонусных за каждую победу в «регулярке».
Этот вариант просуществовал всего 3 сезона, но принес множество ярких моментов, как положительных, так и не совсем. В первый же сезон Тони Стюарт и Карл Эдвардс довели борьбу до того, что судьбу чемпионства решил тайбрейкер (5 побед Стюарта перевесили всего одну Эдвардса). Но самое главное событие случилось в 2013 году в Ричмонде.
Оно получило название «Спингейт» и стало одной из причин полного переделывания формата чемпионата. Чтобы обеспечить Мартину Труэксу-младшему последнее место в плей-офф через «уайлдкард», Клинт Бойер намеренно развернулся, вызвав машину безопасности, которая спутала все карты главному конкуренту, Райану Ньюману. После гонки этот инцидент расследовали и из-за подозрительных радиопереговоров НАСКАР обвинил «Майкл Уолтрип Рэйсинг» в намеренном развороте, применив одно из самых жестоких наказаний в своей истории, которое лишило Труэкса места.
В 2014 году НАСКАР решили расширить «чейз», уподобив его формату других американских спортивных лиг. Отныне участников было 16, и отбирались они по количеству побед. Если победителей в регулярном сезоне было меньше 16, то остальные места доставались лучшим по очкам среди не имеющих побед.
Очки абсолютно всех гонщиков доводили до 2000, не включая никаких бонусов. После трех гонок нижняя четверка вылетала, а очки остальных 12 обнулялись до 3000. Спустя еще три гонки все обнулялось еще раз и уже восьмерка сильнейших начинала с 4000 очков. А к десятой гонке 4 финалиста решали все только между собой. Кто из них финиширует выше — становится чемпионом.
Автоматически занять себе место в следующем раунде можно было, победив в текущем. Для вылетевших же действовало «правило Кевина Харвика»: после вылета твои очки правились по принципу «2000 + заработанное в гонках плей-офф» и лучшим возможным результатом становилось пятое место.
Эта система вызвала еще больше ненависти. Главной претензией становилась цена ошибки или случайности. Если ты не имеешь победы, закрепляющей тебя в следующем раунде, то любая лопнувшая покрышка или авария могут закончить твой поход за титулом, даже если ты выиграл 20+ гонок в «регулярке».
В частности, это касалось решающей гонки. В ней можно стать чемпионом, финишировав где угодно, но с учетом того, что три других финалиста остались позади. Этот принцип действует до сих пор и вызывает нарекания. Так, например, не будь машины безопасности за 15 кругов до конца, Джоуи Логано не смог бы воспользоваться своей скоростью на коротких отрезках и вырвать победу у Мартина Труэкса-младшего.
Финальные на данный момент изменения были сделаны перед сезоном-2017. Отныне система стала называться «НАСКАР Плей-офф», а с разделом гонок на сегменты вернулись и бонусы. За победу в сегменте к очкам плей-офф стали давать по одному очку, за победу в гонке — по пять. Также топ-10 регулярной части получали бонусы к плей-офф в формате «15-10-8-7-6-5-4-3-2-1». Эти бонусы переходили из раунда в раунд и накапливались вплоть до финала, где четверка финалистов была в равных условиях.
В целом, за 15 лет «чейз» сменил 5 форматов, и это его главная проблема. Фанаты даже не успевают привыкнуть к чему-то одному, как тут же приходится изучать изменения, введенные в погоне за тв-рейтингами, которые вот уже десять лет стремительно падают.
Возможно стоит оставить текущий вариант, дать ему 15-20 лет, чтобы он оброс своими красивыми финишами, упорной борьбой до конца и просто-напросто шармом уникальности? Ведь в других автоспортивных дисциплинах такого нет.
Возможно. Но в 2020 году уже планируется изменение множества вещей, в том числе и расписания, и многострадальный формат снова может попасть под нож, а этого искренне не хочется…