Автоспорт знает немало историй того, как в гонках принимали участие люди, на первый взгляд, никак не связанные с миром скоростей: профессиональные футболисты, выходцы из других видов спорта, актёры, певцы, шоумены – этим уже вряд ли можно удивить болельщиков.
Кому-то из этих «залётных птиц» даже удаётся добиваться успеха и в гонках, и в своей основной деятельности, хотя подобных примеров куда меньше. Наш сегодняшний уникальный герой как раз из этой категории.
Сложно представить, что в современный информационный век может случиться так, что о человеке, занимающем высокую должность в одной из крупнейших и известнейших компаний, связанных с компьютерными технологиями, будет известно настолько мало. И уже как минимум по этой причина американец Патрик Джей Келли, или просто Патрик Келли, без преувеличения уникальная личность.
Патрик родился в 1968 году в городе Миннетриста, штат Миннесота, и это, пожалуй, вся информация о его ранней жизнь вплоть до 2000 года, когда в результате масштабной реорганизации на свет появилась хорошо знакомая всем геймерам компания «Activision Value Publishing Inc», а Келли стал её вице-президентом.
Под чутким руководством Патрика, а также и при его непосредственном участии в начале и середине нулевых были выпущены, к примеру, серия компьютерных игр франшизы «Шрек», «Гладиаторы Рима», «Боги и генералы» и другие. «Причём же здесь гонки?» — спросите вы.
При том, что параллельно с работой в сфере геймдева Патрик Келли увлёкся автоспортом. Причём увлёкся настолько серьёзно, что в 2006-м дебютировал в «ГТ3 Челлендже» ИМСА (по сути — американский Кубок Порше навроде Суперкубка, который выступает гонками поддержки Ф1) за рулём «Порше 997» команды «ГАС Моторспорт». Сезон из шести гонок американец провёл без особых успехов, до подиумов добраться не удалось, но отличился стабильностью, что позволило занять шестое место из 31 человека в своём классе.
Выступление новичка оценили в «Келли Мосс Рэйсинг» (нет, Келли не являлся совладельцем, просто так совпало), и пусть в 2007-м шанс показать себя он получил лишь в двух гонках, зато сполна отыгрался в 2008-м. По итогам сезона Келли уступил лишь явным лидерам, немцу Дино Штайнеру и соотечественнику Бобу Файете, записав в свой актив одну победу, ещё восемь финишей на подиуме и два быстрых круга. Казалось, что после таких результатов Патрик точно пойдёт выше, но… в 2009-м единственной серией, где наш герой показал себя, стал картинговый профессиональный чемпионат Северной Калифорнии.
Что повлияло на это, нехватка бюджета или загруженность по основной работе, неизвестно, но настоящих гонок Келли пришлось ждать ещё год. В 2010-м он подписал контракт с «Алекс Джоб Рэйсинг» на участие в американской серии «Ле-Ман» в категории ГТС и на первом же этапе, которым стали «12 часов Себринга», в составе экипажа с мексиканцами Луисом Диасом и Рикардо Гонсалесом финишировал третьим.
Казалось, что впереди маячит светлое гоночное будущее, но…
Обычным будним днём 2010 года Патрик подвозил своего сына в школу, когда водитель школьного автобуса, набиравшего смс прямо во время движения, выехал на встречную полосу и протаранил машину нашего героя. Сын Келли избежал травм, но вот его отцу повезло куда меньше.
«Я чуть не погиб тогда», — вспоминает Патрик. Сейчас воспоминания являются для него, как и практически для любого другого человека, абсолютно естественной частью жизни, но тогда всё было иначе. Помимо многочисленных переломов, в том числе колена и локтя, гонщик и разработчик игр получил тяжёлую черепно-мозговую травму, что вылилось в полноценную амнезию: «Я не помнил, чем зарабатывал себе на жизнь, не помнил, где живу, не знал ничего из этого».
Процесс восстановления был дорогостоящим, а решение врачей неутешительным – Патрику Келли посоветовали навсегда забыть об автоспорте, и ему пришлось в срочном порядке продавать только-только купленный прототип ЛМПС. Обыденностью для него стали не гонки, а регулярные МРТ головы, на какое-то время отошёл на задний план и геймдев.
Поначалу, восстановившись и постепенно придя в форму, Патрик, естественно, сконцентрировался на основной деятельности – в 2015-м он стал со-руководителем и креативным директором дочерней компании Activision Infinity Ward, той самой, что на протяжении многих лет занималась созданием культовой франшизы «Зов долга» — Call of Duty.
Все последующие игры серии, начиная с Infinite Warfare, будут разрабатываться при непосредственном участии Патрика, а сам он будет регулярно появляться на публике и давать интервью, рассказывая о развитии «колды», как её называет российской фан-сообщество.
Но куда более важной была новость, полученная им в 2017-м после очередного МРТ. «Каждый год мы видели улучшения. При этом всё то время я вёл себя крайней осторожно, стараясь избегать любых падений или ударов головой, чтобы травма излечилась как можно быстрее. И вот, после нового обследования, доктор сказал мне: «Парень, думаю, ты сойдёшь с ума, но тебе разрешено вернуться в гонки», — рассказывал Келли уже после возобновления карьеры.
Уговорив беспокоящуюся за его здоровье жену, Патрик начал серьёзную работу по возобновлению карьеры в мире высоких скоростей. Поначалу это были лишь отдельные трековые дни: «Мне просто хотелось быть в гоночной машине, тогда в мире для меня не было ничего, что я любил бы больше гонок». А чуть позже Келли довелось принять участие и в полноценных тестах, завершившихся подписанием контракта с «ПР1 Матиасен Моторспортс».
Возвращение за руль на по-настоящему серьёзном уровне состоялось 4 августа 2019 года на трассе «Роуд Америка» в рамках девятого этапа ИМСА. Келли стал напарником Мэтта Макмарри по прототипу «Орека 07» в классе ЛМП2, и, как это и бывает в красивых историях, одержал победу. И пусть в той гонке в их классе был ещё только один участник, они опередили их более чем на 30 секунд, попав при этом в топ-10 абсолюта.
«Трудно описать словами то, как я сейчас себя чувствую, — говорил Патрик после финиша, держа в руках заветный трофей. – Было непросто оставаться расслабленным, все эти эмоции… До этого я гонял только на ЛМП3, и переход в ЛМП2 оказался серьёзным шагом вперёд. К тому же мне казалось, что «Роуд Америка» не лучшая трасса для меня, и я беспокоился о том, смогу ли поддерживать нужный темп».
Как оказалось, на самом деле поводов для беспокойства не было.
Как не было их и по поводу продолжения карьеры американца – в июле нынешнего года руководство «ПР1 Матиасен Моторспортс» объявило о подписании с 52-летним Келли полноценного контракта на весь сезон в качестве напарника Саймона Труммера (или Спенсера Пигота, который пока что подменяет основного гонщика).
Бобби Эргель и Рэй Матиасен по достоинству оценили всю ту работу, которую проделал Келли на пути к восстановлению формы, и поверили в гонщика, отплатившего им сполна уже на первом полноценном этапе возобновлённого сезона ИМСА в классе ЛМП2 в Сибринге. Сначала Келли и Пигот завоевали поул в своём классе, а затем, после ожесточённой борьбы с «Дрэгонспидом», пусть и не сразу, но сумели и отпраздновать победу в гонке.
«Я хочу побеждать всегда, когда предоставляется возможность, хоть по итогу это и не тот способ, которым желаешь выиграть, — делился Патрик после финиша. – Снимаю шляпу перед парнями из «Дрэгонспид», они устроили нам адскую гонку. У них был фантастический темп, они отличные ребята».
Сейчас после этого успеха Келли и «ПР1 Матиасен Моторспортс» подходят ко второму этапу на «Роуд Америке» лидерами зачёта ЛМП2, и пусть мы пока не знаем, чем в итоге закончится для нашего героя 2020 год, сам гонщик чётко видит перед собой дальнейшие цели.
Нынешний сезон Патрик рассматривает как возможность подготовиться к чему-то большему – завоеванию ИМСА «Труман Эуорд» и получению права выступить в «24 часах Ле-Мана».
«Я по-настоящему хочу этого, хочу проехать «Ле-Ман» в следующем году. Да, определённо могу сказать, что в нынешнем сезоне я не готов к этому – не думаю, что после стольких лет вне гонок было бы разумно покупать себе место в марафоне, — признаётся американец. – Сейчас я намерен провести полный сезон здесь. Надеюсь, это поможет получить приглашение на «24 часа Ле-Мана». Но в любом случае, так или иначе, я найду свой путь туда».
При этом не забывает Келли и об основной профессии. Хотя, теперь уже сложно сказать, какая из них является для гонщика основной: «Когда я не думаю о гонках, я думаю о разработке игр. Я креативный директор, так что на мне лежит серьёзная ответственность – мы проводим огромное количество исследований, я даже был на базе ЦРУ в Лэнгли, чтобы привнести в игры больше реализма».
Впрочем, как бы то ни было, уже сейчас можно сказать, что, пройдя столь долгий и тернистый путь, сложно представить, что Патрик Келли в итоге не выйдет победителем из этой битвы и не достигнет намеченных целей. И не важно, будут это гонки или геймдев. Последить же за дальнейшим развитием карьеры уникального уроженца Миннесоты болельщики смогут уже в ближайшие выходные в спринте на «Роуд Америке».
При подготовке статьи использовались материалы Sportscar 365, Speedsport, Milwaukee Journal Sentinel и пресс-службы Сибринга.