Как много копий сломано было в борьбе за то, чтобы различные меньшинства получили равные с большинством права. Эта тема всегда была актуальной. В том числе и в автоспорте. Что же, следует признать, что водить гоночный автомобиль может не только условный белый мужчина. Впрочем, прерогативой это никто и не делает, по крайней мере в современном мире, когда навыки вождения важнее религиозной принадлежности. Поэтому, кому там молится гонщик перед стартом — абсолютно не важно. Спортсмен должен быть быстр, умел, приносить результат. Всё просто. Хотя, да. Современный гонщик должен быть коммерчески привлекателен, чтобы приносить своей команде деньги, коих постоянно не хватает.
И какой типаж является самым привлекательным? Кто может «продать» себя лучше? Кажется, ответ на поверхности, но сама постановка таких вопросов уже задевает меньшинства. Мы живём в эпоху, когда пренебрегать мнением тех, кого меньше — не самая разумная идея. В постоянно развивающемся социуме обретают свой голос различные страты общества. Если женщины и чернокожие мужчины представлены в НАСКАРе в качестве гонщиков, то есть ещё одна большая группа, представители которой либо не хотят себя ассоциировать с этой группой, либо стесняются или боятся заявить о том, что они часть ЛГБТ-движения. Вопрос о лесбиянках и трансгендерах в автоспорте ещё, как мне кажется, поднимется. Правда, по ощущениям, произойдет это тогда, когда там родится сверхталант.
А вот о бисексуалах или геях поговорить стоит. Вообще, гомосексуальность исключена из Международной классификации болезней ещё в середине прошлого века, поэтому логичным предполагается то, что перестали быть нормой попытки оспорить это. Таким образом, гомосексуальное меньшинство получило право заявить о себе как о таких же людях, что и большинство. Но общественное сознание — вещь не очень гибкая. Отсюда становится ясно, что публичные личности, в том числе и спортсмены, не стремятся объявлять свою принадлежность к этому меньшинству. В традиционном обществе связи с человеком своего пола до сих пор порицаются и считаются чем-то неестественным. Вполне логичным видится и то, что открывать свой внутренний мир перед толпой стремится считанное количество ЛГБТ-представителей. Но тема-то всплывает!
Так или иначе, нельзя запретить лесбиянке или гею заниматься автоспортом только на том основании, что партнер у такого человека, того же пола. Это дискриминация, а в передовом обществе, к которому причисляет себя большинство американцев (и не только их), дискриминация что-то сродни смертному греху. Вполне естественным видится то, что нельзя дискриминировать тех, кто не угрожает твоей жизни, свободе и равенству. И именно из этого следует тот момент, что рано или поздно в гонках объявится мужчина, спутником жизни которого будет другой мужчина или женщина, которую в радости и горе будет поддерживать другая женщина.
Один из потомков основателей серии — Брайан Франс ещё в 2016 году заявил, что НАСКАР против дискриминации. Когда в Северной Каролине проводили анти-ЛГБТ закон, руководитель ассоциации сток-каров напрямую заявил, что какая бы ни была форма дискриминации — это напрямую конфликтует с политикой НАСКАРа, ратующей за равные возможности для всех. Закон, который принимали в штате всколыхнул общественность. Огромное количество представителей всех меньшинств и большинств, рабочих и лодырей, бизнесменов и организаций потребовали отмены закона, а Адам Сильвер, являвшийся на тот момент комиссаром НБА заявил о том, что игра всех звезд будет перенесена из Северной Каролины.
Голос представителей НАСКАРа не был самым громким, но он прекрасно вплёлся в хор голосов, поддерживающих право человека на выбор половой ориентации, что среди участников, болельщиков и просто неравнодушных людей подняло вопрос: а что если в НАСКАРе есть геи?
Начнём с того, что среди болельщиков гонок сток-каров такие люди есть. И это, впрочем, не новость. Но стоит отметить, что представители ЛГБТ-сообщества, любящие НАСКАР, на настоящее время, не столь разрозненны, как можно подумать. Апологетом консолидации ЛГБТ-болельщиков стал уроженец Южной Каролины Майкл Майерс. Его родители не увлекались НАСКАРом, хотя и жили в Спартанбурге, а это, можно сказать, не так уж и далеко от центра страны сток-каров. Сам активист рассказывает, что полюбил НАСКАР в 1998 году, когда отправился на гонку «Кока-Кола 600». Ему достались бесплатные билеты. Терять их просто так он не хотел, поэтому отправился на гонку. По его словам, в течение последующих четырех-пяти лет гонки сток-каров захватили его сознание, и к 2009 году он основал сайт Queers4Gears.com, который стал виртуальным домом для всех ЛГБТ-болельщиков НАСКАРа.
Сам Майерс признает, что проект не получил большой популярности. «Всё-таки, в НАСКАР-среде больше тех, кто считает, что я гей, нежели тех, кто знает меня, как поклонника автогонок». — рассказывает Майк. Самым ярким моментом в истории сайта является то, что они смогли добиться скидок на несколько гонок для ЛГБТ-болельщиков. Сам Майерс считает, что это стало отправной точкой, началом новой истории. По его мнению, вступление в плеяду фанатов НАСКАРа геев, лесбиянок и трансгендеров перестало делать НАСКАР чьей-то прерогативой.
Первая акция со скидками пришлась на этап в Финиксе. Руководитель автодрома «Ай-Эс-Эм Рэйсуэй» Пол Корлисс положительно отозвался об этой акции и поддержал её, предоставив ЛГБТ-сообществу около сотни билетов со скидкой от семи до восемнадцати долларов. «Как промоутеры гонки, мы всегда заинтересованы в привлечении новых болельщиков., — говорил Корлисс. — Это очень здорово, иметь возможность привлечь новых болельщиков в ряды фанатов автогонок».
Инициатива Майерса и автодрома в Финиксе дошла до НАСКАР, и ассоциация отреагировала очень быстро, заявив, что НАСКАР — спорт для всех и не важно, какой ориентации придерживаются фанаты гонок. Главное, что они являются фанатами. Queers4Gears.com является не единственным сайтом про НАСКАР для геев и лесбиянок, но до сих пор является одним из самых активных. Майерс ведёт его сам, публикуя официальные новости вперемешку с «гейнализами» заездов. Правда, НАСКАРу там уделяется всё меньше времени.
Безусловно, в таком консервативном виде спорта как НАСКАР многие спортсмены стараются избегать обсуждения столь скользкой темы, как гомосексуальность. Впрочем, отдельные гонщики берут на себя смелость и высказываются по этому вопросу. В частности, чемпион «Монстер Энерджи Кап» 2012 года Брэд Кезеловски заявил: «Я думаю, что всем плевать на сексуальную ориентацию гонщика. Ну гей и гей. Что с того? Если ты силен за рулем, если побеждаешь, то сможешь пробиться в НАСКАР. Ориентация здесь не причем. Впрочем, если гонщик-гей будет побеждать, то у него появятся поклонники, которые могут слепо копировать некоторые моменты из жизни своего кумира».
Карл Эдвардс, недавно закончивший активную гонщицкую карьеру, также подходил к теме этого вопроса, когда Джейсон Коллинз, баскетболист, совершил каминг-аут. «Я действительно не считаю, что это представляло бы большую проблему, — говорил Эдвардс. — Знаете, я всегда придерживался и придерживаюсь принципа, что автоспорт — самый честный и справедливый вид спорта. Гонки не делят людей по цвету кожи, не делят по половой принадлежности. И уж тем более гонки не будут делить людей из-за их сексуальной ориентации. Поймите, если вы можете проявить себя за рулём гоночного автомобиля, если вы побеждаете за рулём машины, то вы становитесь уважаемым гонщиком. Ничего более».
Впрочем, не все спортсмены были едины в своих высказываниях. Даника Патрик, которая закончила активную карьеру гонщицы, весьма обтекаемо рассуждала на эту тему, говоря о том, что мы живем в XXI веке и должны быть честны перед собой и окружающими. Тогда, по словам спортсменки, ориентация отойдет на второй план. Но именно Даника признала то, на что не обращают внимания её коллеги. Она назвала НАСКАР видом спорта, которому присущи черты, привычные южанам, это спорт, по словам Патрик, «республиканский, многие его болельщики основываются на библейских постулатах, поэтому появление гонщика-гея или лесбиянки практически невозможно в ближайшее время. По крайней мере, заявлять о своей ориентации такой гонщик явно не будет».
Опасения Даники имеют под собой основания. Ведь «хейтеры» Джеффа Гордона тоже не однократно подвергали его обструкции. Цветовая схема, с которой Джефф выступал долгое время, получила название «Радужный воин». Среди ненавистников Гордона было модным «плевать» в сторону одного из величайших гонщиков современности, обзывая его «пи*ором». Так что слова Даники Патрик, говорившей о том, что гонщик-гей сто раз подумает, прежде чем афишировать свои пристрастия, имеют под собой почву.
Как минимум один гонщик, выступавший в одном из трёх национальных дивизионов, был геем. Речь идёт о Стивене Роудсе. Он начал свою гоночную карьеру в 1992 году в возрасте восьми лет, соревнуясь в картинге. К 2001 году спортсмен пробился в полупрофессиональную серию «Лэйт Моделс» и получил лицензию НАСКАР, позволяющую соревноваться, в том числе, и в национальных дивизионах.
Его дебют в «Кэмпинг Уорлд Трак Сериес» состоялся в 2003 году в составе команды «МЛБ Моторспортс». Коллектив не отличался наличием конкурентоспособной техники, а Роудс не отличался наличием необходимого количества денег. Поэтому, «роман» гонщика-гея и небогатой команды получился не самым продолжительным. Спортсмен принял участие в двух заездах дивизиона пикапов, проходивших на шорт-треках в Бэйкерсфилде и Мартинсвилле. Дебют закончился финишем на 30-й позиции, а вторая и последняя гонка принесла Роудсу 21-е место. После этого Стивен вернулся в «Лэйт Моделс», где и выступал с переменным успехом вплоть до 2010 года, пока не завершил карьеру.
Стивен Роудс стал первым открытым геем в НАСКАРе. О своей ориентации он объявил ещё до того, как попал в дивизион пикапов. Уже в 2001 году было известно, что Роудс — гей. Впрочем, особой шумихи он не поднял, ведь его высшим достижением так и остались две гонки в «Кэмпинг Уорлд Трак Сериес», но сам спортсмен с удовольствием вспоминает то время, ведь, хоть он и не оказался в элите автоспорта, он сделал большой шаг к этому.
Сам Роудс говорит о том, что он сталкивался с проявлением гомофобии в гоночном мире всего один раз. По его словам, это был эпизод, который не заслуживает внимания даже для него, поэтому нет смысла распространяться об этом. Сам Стивен говорит, что важнее то, что люди начинают понимать, что сексуальная ориентация человека не так важна для гонок. По словам Роудса, в начале нулевых ситуация с гомосексуалистами была несколько сложнее и что культура НАСКАРа, а это южанская культура, культура «конфедератов» не приемлет таких парней как Роудс. Тем не менее, спортсмен говорит о том, что не пытался стать тем, кто должен был поменять взгляды людей. «Я сам южанин, — говорит Роудс. — Я прекрасно представляю, какая фан-база у НАСКАРа. Когда я занимался автоспортом, я не думал о том, что вот, мол, я гей и я должен перевернуть представление людей о геях. Всё куда проще. Кому-то я нравлюсь как гонщик. Кому-то — нет. Зачем пытаться искусственно изменить мнение людей. Этот процесс должен быть естественным. Единственное, чего бы мне хотелось, чтобы не делался большой акцент на том, что тот или иной водитель принадлежит к ЛГБТ-сообществу. ЛГБТ — такие же люди, как и все. То, что я гей, никак не могло повлиять на мою карьеру, ни в хорошую, ни в плохую сторону».
Пользователи на «Реддите» отмечают, что большинство болельщиков нормально воспримут гонщика-гея. Правда, там же большая часть фанатов вольно или невольно выводит один важный постулат. Он применим к любому меньшинству и большинству. Гонщик не должен получать место в команде, в машине, в чемпионате только потому, что он отличается от большей части других спортсменов. Чтобы воспринимать гонщика-гея или гонщицу-лесбиянку нормально, без дискриминации и унижения, такой гонщик должен делом доказать, что достоин занимать место среди сильнейших. Одна лишь ориентация, цвет кожи, половая принадлежность не могут быть оправданием того, что спортсмен находится в одном из трёх национальных дивизионов, но выступает в роли препятствия.
Наличие в НАСКАРе разных гонщиков — это здорово. НАСКАР — разный и разные люди могут его представлять. Именно поэтому и существуют программы, помогающие развивать карьеру тем, кто, по каким-либо причинам не может, своими усилиями, пробиться в элиту автоспорта. Но плоха и обратная сторона. Когда гонщика, представляющего меньшинство, откровенно тянут в серию. Для всего спорта — это настоящий удар по соревновательной части. Понятно, что болельщики НАСКАРа примут гонщика, который будет открытым гомосексуалистом. Разумеется — не сразу. Но принимать его только за ориентацию — бред. Принцип равенства для всех участников заключается и в том, что та же гомосексуальность не должна быть преимуществом. Иначе следует поднять вопрос о дискриминации гетеросексуальных гонщиков.
В любом случае, пока эта тема будет подниматься, ожидать скорого появления гомосексуального гонщика в Кубке явно не стоит. Учитывая все составляющие, от поведения болельщиков на трибунах и комментариев в интернете и до консерватизма спонсоров, которые и чернокожего-то неохотно поддерживают, должно пройти много времени, чтобы гея в НАСКАРе восприняли как гонщика, который добился успеха в автоспорте, а не в покорении мужских сердец. Впрочем, прецеденты уже были, и не только в НАСКАРе. Возможно, что когда-нибудь найдётся такой смельчак, который заявит, что его ориентация будет отличаться от ориентации большинства, и тогда в истории НАСКАРа начнется новая глава.